Тюнинг термостата ВАЗ 2109
Наверняка многие автолюбители обращали внимание на проблему отечественных машин, которая заключается в том, что при вполне исправной системе охлаждения в случае включения отопления, тепловой режим двигателя не обеспечивается в полной мере.
В этом случае непременно требуется тюнинг термостата ВАЗ 2109, а именно утепление радиатора, удаление крыльчатки вентилятора, применение в патрубках дроссельных шайб и иные ухищрения.
Сбой работы термостата.
Большинство автомобилей имеют в принципе схожую систему охлаждения, при которой термостат располагается внизу. В таких автомобилях как «Ока»,» Таврия», «Москвич», «ВАЗ», имеющий передний привод, термостат ВАЗ 2109 поддерживает температуру охлаждающей жидкости без особых проблем при любых режимах работы двигателя и даже при значительных морозах. Однако нормальная работа термостата нарушается, как только включается отопление. Необходимо определить причину, по которой происходит этот сбой.
Принцип работы системы.
Радиатор осуществляет нагрев воздуха, подаваемого в салон. В то же самое время он производит охлаждение жидкости. Отопитель представляет собой уменьшенную копию радиатора. Жидкость, охлажденная в радиаторе, подается в термостат, затем далее к водяному насосу двигателя, в котором происходит смешивание с жидкостью, поступившей из отопителя. Совершенно очевидно, что температура жидкости становится ниже. И она опускается с увеличением мороза. В этом случае термостат практически свою функцию не выполняет. В таких случаях автомобилисты закрепляют на радиаторе чехол, чтобы уменьшить охлаждение жидкости.
В справедливости вышесказанного можно убедиться, если измерить температуру на корпусе водяного насоса и на верхней части термостата, там, где располагается термический регулятор. При работе двигателя – 1700 об/мин. неподвижной машины, температуре 0 градусов, включенном вентиляторе радиатора, и закрытом кране отопителя, температура в обеих точка измерения оказывается одинаковой и не изменяется при увеличении числа оборотов двигателя. Это свидетельствует о том, что термостат работает исправно.
В случае, когда открывается кран включения отопления, температура на корпусе водяного насоса уменьшается. Она продолжает снижаться, если включить вентилятор на полную мощность и открыть заслонки для увеличения подачи воздуха, тем самым имитируя обстановку, которая возникает при сильных морозах. При этом температура на верхней части корпуса термостата остается прежней.
Возникает ситуация, взывающая определенное беспокойство. При включении отопления, температура жидкости отличается на 10 – 20 градусов от необходимой для обеспечения нормальной работы двигателя в тепловом режиме. При этом может наблюдаться нарушение работы карбюратора, увеличение расхода топлива.
Меры утепления радиатора, которые предпринимают водители, не позволяют в полной мере решить возникшую проблему. Дело в том, что они ограничивают процессы теплового обмена в радиаторе, дают возможность полному открытию клапана термостата и подачи жидкости с температурой, при которой жидкость, смешиваясь с холодной из отопителя, позволяет двигателю работать в нормальном режиме. Однако, такая мера является действенной лишь при небольших нагрузках. По мере их возрастания возникает угроза перегрева. Из этого можно сделать вывод о том, что различные утепления радиатора не способствуют значительному улучшению работы системы охлаждения при изменении условий эксплуатации. А в некоторых случаях даже ее ухудшают.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что баланс системы охлаждения нарушает радиатор отопления. Ведь в него жидкость поступает горячей из двигателя. Возникает проблема, как предотвратить поступление холодной жидкости в двигатель? Существуют ли другие пути ее передвижения? Оказывается, что такая возможность имеется.
Жидкость из системы отопления непременно должна быть подана в термостат, который осуществляет управление работой системы охлаждения. Однако подключится к какому – либо патрубку не представляется возможным, поскольку клапаны термостата их полностью перекрывают. И такое подключение приведет к нарушению циркуляции жидкости и нормальной работы всей системы охлаждения.
Тюнинг термостата.
Лучшим выходом из создавшейся ситуации будет установление патрубка в месте нахождения термосилового элемента в корпусе термостата ВАЗ 2109. Его лучше всего припаять поближе к разъему в том месте, где перемешивание жидкости будет происходить самым наилучшим образом – напротив патрубка, который уже имеется. Еще необходимо закрыть отверстие в корпусе водяного насоса, что вовсе не представляет никаких трудностей.
Новая система отличается от существующей тем, что к потокам жидкости, которые управляют положениями клапанов термостата, добавлен еще один поток, имеющий функции управления. Это позволяет уравнивать температуру на выходе термостатов.
Проверка работы термостата.
Проверка работы после произведенных изменений показывает следующее. Произведя прогрев двигателя, и сделав измерения температуры на корпусе водяного насоса, имеем значение 78 градусов. Последующие перемены режимов работы двигателя, включение системы отопления, вентилятора радиатора не приводят к изменению температуры. При этом двигатель работает стабильно, в салоне жарко.
Произведя такие изменения в системе охлаждения, можно навсегда забыть о проблемах ее работы в зимнее время. Летом она в любом случае не вызывает нареканий, как до переделки, так и после.
Следует отметить, что наибольший эффект от таких переделок получается на автомобилях, имеющих двигатели небольшой мощности. Отсюда можно сделать вывод, о том, что для отечественных машин такое изменение особенно рекомендовано и принесет большую пользу при эксплуатации в суровых зимних условиях.