Главная Новости

Декабрь 2019

Опубликовано: 22.06.2023

декабрь 2019

В середине ноября издательство Kagra выпустило у нас книгу Марека Ярмы «Все любят наш город – история гранжа из первых уст», представляющую собой сборник интервью автора более чем с двумя сотнями людей, создававших, со-творявших или имевших прямое влияние на зарождение, развитие, а затем и всемирный взрыв гранжа. Мареку удалось пообщаться с участниками групп (не только самых известных, таких как Nirvana, Pearl Jam или Soundgarden, но и таких нишевых групп, как Mudhoney, the Melvins или 7 Year Bit, которые, однако, оказали огромное влияние на развития как этого жанра рока, так и всей субкультуры гранж), а также журналистов, музыкальных продюсеров, тур-менеджеров, представителей звукозаписывающих компаний или лиц, отвечающих за техническое обеспечение концертных туров.

«История гранжа из первых рук» наполнена забавными анекдотами, описывающими сумасшедшую жизнь в дороге, а с другой стороны, драматическими историями борьбы за себя, в своем творчестве и творческой независимости, борьбы с пагубными привычками и пристрастиями, которые все больше поглощают окружающая среда.

Иоанна Богуславска, переводчик книги, беседует с Мареком Ярмом.

1. Первый вопрос, который приходит мне в голову: почему гранж? Как поджанр рока, а также субкультура - или даже контркультура - гранж, эффектно завоевав мир, довольно быстро выгорел, и хотя, кажется, снова возвращается в моду - то ли как модная тенденция, то ли просто эффект ностальгия по 90-м - ваша книга появилась на американском рынке в 2012 году, так что довольно долгое время после гранжа оставался только пепел. Откуда взялась идея попытаться реактивировать его и дать ему шанс на другую жизнь?

Источником для книги послужила моя статья для музыкального журнала Blender о Sub Pop — легендарном музыкальном лейбле, который представил миру Nirvana, Soundgarden, Mudhoney и многие другие группы. Я написал эту статью к 20-летию Sub Pop. Редактор, который позже стал моим агентом, прочитал его и спросил, не возникнет ли у меня соблазн написать устную историю гранжа — историю гранжа из первых рук. Книга должна была выйти в год 20-летия альбома Nirvana Nevermind. Я согласился, понятия не имея, во что ввязываюсь и сколько работы на самом деле потребует этот проект!

2. Книга состоит из 250 интервью с людьми, прямо и косвенно причастными к явлению под названием гранж. Трудно было найти этих людей? Все хотели поделиться с вами своей историей?

Заставить людей говорить было самой сложной частью работы над книгой. Естественно, не все хотели со мной разговаривать, например, большинство участников Pearl Jam были для меня недоступны, потому что работали над собственной биографической книгой, которая вышла в 2011 году. Но мне удалось взять интервью у всех пятерых их барабанщиков, что я считаю большим успехом!

3. Какова была ваша идея и план этой книги? С кем ты хотел поговорить первым?

С самого начала я знал, что хочу начать с общения с участниками шести групп, которые появились на легендарном сборнике Deep Six, который вышел в 1986 году и стал абсолютной вехой в развитии гранжа. Так что я искал зацепки и контакты с членами U-Men, Green River, Soundgarden, Melvins, Malfunkshun и Skin Yard. Это то, с чего я начал.

4. Что мне особенно нравится в вашей книге, так это то, что вы не сосредоточились только на самых популярных группах, так называемых Большая четверка, то есть Soundgarden, Alice in Chains, Nirvana и Pearl Jam, но что вы достигли гораздо менее популярных групп, которые никогда не добивались такого впечатляющего успеха. С кем вам было легче общаться? Кто был более доступным и охотнее давал интервью? Вы вообще почувствовали разницу?

С членами «большой четверки» определенно было гораздо сложнее связаться и попасть в книгу, потому что во многих случаях они все еще являются активными артистами, или, по крайней мере, вам нужно пробиваться через их руководство и пресс-секретарей. Я решил, что сначала постараюсь поговорить с участниками небольших, менее популярных групп, чтобы показать, что я серьезно отношусь к этому проекту и что я хочу представить весь аспект явления под названием «гранж». Начав с небольших команд, я постепенно продвигался вверх.

5. Как вы думаете, что стало определяющим моментом для гранжа? Взрыватель, из-за которого произошел весь взрыв? В вашей книге упоминается несколько таких моментов, например, Слим Мун утверждает, что гранж получил импульс после того, как Стив Тайлер покинул Green River, а Брюс Павитт считает, что первое издание Lamefest стало поворотным моментом. И как бы вы, будучи давним музыкальным журналистом и человеком, знающим гранж изнутри, определить, что стало этой искрой?

Трудно назвать одно такое событие или ситуацию, но точно начало деятельности лейбла Sub Pop, т.е. 1 апреля 1988 года, поэтому день, когда компания заняла свой тогда еще крохотный офис в офисном здании в Сиэтле, стал прорывом и крайне важный момент. Никто в то время не сделал для популяризации гранжа в мире больше, чем они.

6. Сиэтл — эпицентр гранжа, место, где все началось, но со временем стали появляться группы из других стран, имитирующие это звучание и стиль — я имею в виду прежде всего британского Буша, австралийского Silverair или американского Stone Teme Pilot, на котором некоторые ваши собеседники не оставляют сухой нити. Вы думаете, что определение гранжа заключается - помимо смеси хэви-метала и панка - еще и в географическом местоположении? Эти настоящие гранж-группы могут быть только из Сиэтла и его окрестностей? А может это не имеет значения? И, кстати, почему Сиэтл?

Я не думаю, что гранж жестко привязан к определенным местам на карте мира. Я пытался связаться с Bush, Silverair и Stone Teme Pilots, но эти музыканты не хотели со мной работать, и это главная причина, по которой я общался только с группами из Сиэтла. Что касается самого города, помните, что в 1980-х годах он считался слишком далеким и незначительным, чтобы большинство групп могли там гастролировать. Чтобы жители Сиэтла могли слышать живую музыку, им просто нужно было начать играть ее самим. И ко всему этому еще и пасмурная, сильно дождливая погода, царящая в этом городе, что определенно повлияло на звучание этих групп и заставило их участников сидеть в репетиционных залах и совершенствовать свое мастерство.

7. Гранж никогда не был просто музыкой — это была целая субкультура, контркультурное течение, прочно уходящее корнями в панк-музыку и философию жизни. Это было также антиполитическое движение, которое, что интересно, процветало после введения в Сиэтле Постановления о танцах для подростков, минимального возраста, установленного городом для живых концертов, что помогло популяризировать группы из-за пределов города. Несмотря на сильные художественные и социальные основы, гранж начал исчезать в середине 1990-х после десятилетия успеха. Почему гранж так быстро сгорел? Потому что людям это надоело? Или, может быть, проблема заключалась в том, что гранж-группы вырастали, как грибы после дождя, которые уже были больше продуктом маркетологов, чем частью массового движения? Были ли крупные музыкальные лейблы причиной столь быстрого и резкого конца этой эры?

Для многих людей смерть Курта Кобейна является символическим завершением эпохи гранжа. Группы, которые не смогли оправдать ожидания крупных лейблов, были быстро отстранены от участия или потеряли ранее подписанные контракты. Весь тренд был пропитан массой музыкантов, более-менее убедительно имитирующих это характерное звучание. Но помимо всего этого, люди просто начали искать другие звуки, на первый план вышла электронная музыка, брит-поп и панк новой волны. Просто так получилось, рынок был насыщен и готов к другим вещам.

8. История гранжа наполнена трагическими судьбами многих музыкантов-наркоманов, умерших в молодом возрасте, таких как Эндрю Вуд из Mother Love Bone, Лейн Стейли из Alice in Chains и Стефани Сарджент из 7 Year Bit. Был ли гранж настолько разрушительным?

Действительно, таких историй очень много, но когда речь идет о самом гранже, я бы не стал делать столь далеко идущие выводы. Конечно, это факт, что многие важные и популярные гранжевые музыканты принимали героин и пристрастились к нему, но в то же время еще больше из них никогда не экспериментировали с ним. Многие из них сильно пили.

9. Гранж уже стал классикой рока? Как вы думаете, через несколько десятилетий люди будут по-прежнему слушать Nevermind или Ten так же, как сегодня слушают записи Led Zeppelin или Black Sabbath, выпущенные сорок или даже пятьдесят лет назад? Если да, то что, по вашему мнению, делает гранж устойчивым к течению времени?

Да. Здесь, в Штатах, на классических рок-станциях я снова и снова слышу, если не Нирвана, то Перл Джем. Я думаю, так будет и дальше, даже через десятилетия. Гранж всегда будет привлекателен для мятежных, обескураженных, отчужденных детей... и мы все носим такого ребенка.

10. Вы работаете над новым музыкальным релизом?

В данный момент редактирую тексты о новых технологиях, которые будут опубликованы на новом сайте - Input. Время от времени я, наверное, буду писать что-то о музыке, но у меня есть и много других интересов.

© 2013 mexpola.h1a25414f