Опубликовано: 02.09.2018
На автомобили Уаз Патриот, Уаз Пикап и Уаз Карго с двигателем ЗМЗ-409 устанавливается электронный блок управления МИКАС-11 в нескольких исполнениях и с разными прошивками. Блок управления МИКАС-11 является многорежимным цикловым автоматом с разветвленной программой регистрации и обработки информации, и управления исполнительными электромеханизмами двигателя.
Блок управления МИКАС-11 устанавливается под капотом автомобиля на правой надставке брызговика. Блок подключается к жгуту проводов системы управления с помощью контактного разъема, фиксация которого к корпусу блока производится с помощью полозкового рычага.
Электронный блок управления принимает опорные сигналы с датчика положения коленчатого вала. Отсутствие двух зубьев (двух опорных импульсов) на диске синхронизации позволяет синхронизировать верхнюю мертвую точку (ВМТ) 1-го и 4-го цилиндров. На основе рассчитанных значений частоты вращения и нагрузки (массовый расход воздуха) электронный блок управления открывает топливные форсунки и реализует искрообразование в соответствующем цилиндре.
Используя информацию о напряжении бортовой сети автомобиля, электронный блок управления корректирует время накопления энергии катушек зажигания (время подключенного состояния первичной обмотки катушки зажигания к источнику питания) для полноценного искрообразования. Блок управления МИКАС-11 обслуживания не требует.
Для поиска неисправностей на автомобилях Уаз Патриот, Уаз Пикап и Уаз Карго, оснашенных двигателями ЗМЗ-409 с электронной системой управления, можно использовать следующие инструментальные возможности :
— универсальные измерительные приборы : пробники, ампервольтомметры, манометры, вакуумметры, осциллографы и т.п.;
— сканеры-тестеры или компьютерные программно-технические средства внешней диагностики контроллера; — диагностические приборы и средства с применением датчиков и имитаторов сигналов для мотор-тестирования, включая контроль систем питания топливом и воздухом, зажигания и т.п.; — газоанализаторы и газоаналитические индикаторы и другие приборы.Причины, связанные с явными неисправностями и отказами электронной системы управления двигателем (ЭСУД), блок управления выявляет за счет встроенной программы самодиагностики, при этом он определяет :
— собственные неисправности, связанные с нарушением памяти программ и данных контроллера, например «Неисправность оперативной памяти»;
— неисправности цепей ЭСУД: обрывы и короткие замыкания на массу или бортовую сеть, предельно низкие или высокие уровни входных сигналов, например «Низкий уровень сигнала в цепи датчика положения дроссельной заслонки»;
— выход за допустимый диапазон адаптации параметров управления двигателем, например «Бедная смесь» — неисправность, связанная с переобеднением топливо-воздушной смеси по показаниям датчика кислорода при максимально допустимом ее обогащении от блока управления.
При обнаружении неисправности в процессе работы ЭСУД от момента включения зажигания автомобиля, блок управления заносит в свою оперативную память (ОЗУ) соответствующий код неисправности (код ошибки) и одновременно включает диагностическую лампу неисправности.
Основные типы кодов неисправностей :
— текущие, то есть постоянно проявляющиеся в данный момент работы ЭСУД и двигателя;
— накопленные, которые сохраняются в ОЗУ блока управления до момента отключения электропитания.Диагностическая лампа неисправности загорается при наличии в ОЗУ текущих кодов неисправностей ЭСУД и горит постоянно до момента устранения или самоустранения данной неисправности.
В случае проблескового включения лампы неисправности двигателя, с целью исключения выхода из строя нейтрализатора отработавших газов, необходимо оперативно, в течение не более 30 секунд, остановить автомобиль и заглушить двигатель. При постоянно горящей лампе неисправности допускается движение автомобиля со скоростью не более 50 км/ч.При наличии неисправности ЭСУД блок управления осуществляет управление двигателем по аварийной программе , что может значительно ухудшить эксплуатационные качества автомобиля, увеличить токсичность выхлопных газов и расход топлива.
Каждое отключение массы от двигателя или электропитания блока управления от бортсети приводит после повторного включения зажигания к записи кода 1602 — неисправность ОЗУ, что является фактом потери адаптивных данных блока. При отключении блока от бортсети на время более двух минут накопленные коды стираются.
Сброс накопленных кодов неисправностей может быть выполнен по команде от внешнего диагностического устройства , при этом все параметры самообучения электронного блока управления будут сохранены. Сброс адаптивных данных блока можно выполнить специальной командой сканер-тестера «СБРОС АДАПТАЦИИ». В некоторых случаях это позволяет восстановить работоспособность блока.